Дизель или бензин — что выбрать и почему
Если кто-то уже является обладателем автомобиля с дизельным двигателем, то скорее всего знает, почему выбрал именно его, и наверняка тот, кто долго использует дизель, уже убедился в его удобности лично для себя на практике. Но не факт, что все владельцы дизелей хорошо знают обо всех особенностях своих железных коней. Ну, а для решающих вопрос «что выбрать - бензин или дизель?» ниже будет приведена информация для размышления, надеемся что полезная.
Главные отличия дизеля от бензина вытекают непосредственно из химических и физических особенностей самого топлива. Бензин легко испаряется, смешивается с окислителем — воздухом и воспламеняется при довольно низких давлениях и температурах, но для инициирования процесса детонации обязательна электрическая искра — это самый главный отличительный нюанс бензина. Отсюда вытекает и вся схема построения двигателя, известная многим, и ее особенности. Дизельное топливо более тяжелое, кипит при более высокой температуре, так просто не вспыхивает от спички на воздухе, но зато имеет своё замечательное свойство — самовоспламеняться без искры. Для этого нужно правда создать очень высокое давление и посильнее подогреть дизельную смесь. Отсюда и совсем иная конструкция у движка, из этого сразу следует ответ и на вопрос «почему дизель вообще не будет работать на бензине и наоборот» - топливо просто не воспламенится! Сгорание при высоком давлении (на сегодня - более 1000 атм) обуславливает еще одно отличие дизеля — более высокий КПД, но зато более тяжелые дизельные фракции сгорают не полностью, усложняя процесс очистки выхлопа. Впрочем, современные достижения технологий справляются с этими трудностями и практически уравнивают сегодня бензиновые и дизельные двигатели по экономическим и экологическим характеристикам, правда за это, естественно, приходится дополнительно платить. Еще одно следствие различия физических свойств — организация процесса подготовки смеси с воздухом и ее впрыска в рабочий объем. Для бензина это более длинная цепочка (вспомните такой шедевр инженерной мысли, как карбюратор), а для дизеля историческое «сердце» системы подачи это форсунка, впрыскивающая солярку в камеру, где непосредственно и происходит быстрое смешение с воздухом и мгновенное самовоспламенение. Понятно, что в современных движках всё сильно изменилось и получило множество способов воплощения, но это отдельная тема (см. статьи про различные системы подачи).
Исторически, использование бензиновых и дизельных движков развивалось по вполне понятному сюжету. Долгое время на рынке не слишком тяжелой техники явно лидировал бензин, так как в двигателях на нем намного проще было реализовать его преимущества, а недостатки казались несущественными, да и другого выбора не было. Дизель же уже почти 100 лет назад тоже занял свою нишу — тяжелая грузовая, сельхоз- и строй-техника, стационарные установки (не автомобили), особенно работающая в сложных условиях или там, где грязные выхлопы не страшны. Постепенно научный прогресс помогал всё более и более приблизить дизель к своему конкуренту и начать использовать его преимущества в полной степени. Таким образом, в 80-90-х начался выпуск и легковых автомобилей на дизеле, а на сегодняшний день в цивилизованных странах они обосновались уже практически на равных с бензиновыми.Так, с 2009г в Европе дизельные легковушки вообще лидировали, наблюдался очевидный пик спроса на дизель. И лишь в последнее время наблюдается некоторый его спад, но это скорее всего уже эффект второго порядка — колебания, характерные для условий конкуренции, постоянного совершенствования, изменения условий жизни (вплоть до политических), да и даже определенной моды, в конце концов. Неизменной при этом была и остается формула — дизельное авто всегда экономней бензинового по расходу топлива, но всегда при этом дороже само по себе.
Российские условия конечно налагают свои особенности, хорошо всем известные. Но если у вас есть возможность, например, покупать всегда только качественное топливо, иметь под рукой современный дизельный автосервис и т.д., то вы в праве выбирать между двумя альтернативами на основе анализа всех современных достижений авторынка, то есть фактически не принимая во внимание отечественную действительность.
Ну и наконец перечислим главные аргументы за и против, необходимые для выбора — дизель или все-таки бензин?
Достоинства дизеля:
Недостатки дизеля: