Дизель или бензин — что выбрать и почему

Дизель или бензин — что выбрать и почему

28.04.2019

Дизель или бензин — что выбрать и почему

 

Если кто-то уже является обладателем автомобиля с дизельным двигателем, то скорее всего знает, почему выбрал именно его, и наверняка тот, кто долго использует дизель, уже убедился в его удобности лично для себя на практике. Но не факт, что все владельцы дизелей хорошо знают обо всех особенностях своих железных коней. Ну, а для решающих вопрос «что выбрать - бензин или дизель?» ниже будет приведена информация для размышления, надеемся что полезная.

Главные отличия дизеля от бензина вытекают непосредственно из химических и физических особенностей самого топлива. Бензин легко испаряется, смешивается с окислителем — воздухом и воспламеняется при довольно низких давлениях и температурах, но для инициирования процесса детонации обязательна электрическая искра — это самый главный отличительный нюанс бензина. Отсюда вытекает и вся схема построения двигателя, известная многим, и ее особенности. Дизельное топливо более тяжелое, кипит при более высокой температуре, так просто не вспыхивает от спички на воздухе, но зато имеет своё замечательное свойство — самовоспламеняться без искры. Для этого нужно правда создать очень высокое давление и посильнее подогреть дизельную смесь. Отсюда и совсем иная конструкция у движка, из этого сразу следует ответ и на вопрос «почему дизель вообще не будет работать на бензине и наоборот» - топливо просто не воспламенится! Сгорание при высоком давлении (на сегодня - более 1000 атм) обуславливает еще одно отличие дизеля — более высокий КПД, но зато более тяжелые дизельные фракции сгорают не полностью, усложняя процесс очистки выхлопа. Впрочем, современные достижения технологий справляются с этими трудностями и практически уравнивают сегодня бензиновые и дизельные двигатели по экономическим и экологическим характеристикам, правда за это, естественно, приходится дополнительно платить. Еще одно следствие различия физических свойств — организация процесса подготовки смеси с воздухом и ее впрыска в рабочий объем. Для бензина это более длинная цепочка (вспомните такой шедевр инженерной мысли, как карбюратор), а для дизеля историческое «сердце» системы подачи это форсунка, впрыскивающая солярку в камеру, где непосредственно и происходит быстрое смешение с воздухом и мгновенное самовоспламенение. Понятно, что в современных движках всё сильно изменилось и получило множество способов воплощения, но это отдельная тема (см. статьи про различные системы подачи).


Исторически, использование бензиновых и дизельных движков развивалось по вполне понятному сюжету. Долгое время на рынке не слишком тяжелой техники явно лидировал бензин, так как в двигателях на нем намного проще было реализовать его преимущества, а недостатки казались несущественными, да и другого выбора не было. Дизель же уже почти 100 лет назад тоже занял свою нишу — тяжелая грузовая, сельхоз- и строй-техника, стационарные установки (не автомобили), особенно работающая в сложных условиях или там, где грязные выхлопы не страшны. Постепенно научный прогресс помогал всё более и более приблизить дизель к своему конкуренту и начать использовать его преимущества в полной степени. Таким образом, в 80-90-х начался выпуск и легковых автомобилей на дизеле, а на сегодняшний день в цивилизованных странах они обосновались уже практически на равных с бензиновыми.Так, с 2009г в Европе дизельные легковушки вообще лидировали, наблюдался очевидный пик спроса на дизель. И лишь в последнее время наблюдается некоторый его спад, но это скорее всего уже эффект второго порядка — колебания, характерные для условий конкуренции, постоянного совершенствования, изменения условий жизни (вплоть до политических), да и даже определенной моды, в конце концов. Неизменной при этом была и остается формула — дизельное авто всегда экономней бензинового по расходу топлива, но всегда при этом дороже само по себе.

Российские условия конечно налагают свои особенности, хорошо всем известные. Но если у вас есть возможность, например, покупать всегда только качественное топливо, иметь под рукой современный дизельный автосервис и т.д., то вы в праве выбирать между двумя альтернативами на основе анализа всех современных достижений авторынка, то есть фактически не принимая во внимание отечественную действительность. 

Ну и наконец перечислим главные аргументы за и против, необходимые для выбора — дизель или все-таки бензин?

Достоинства дизеля:

− изначально более высокая эффективность использования топлива (выше на 15-20%) и его более низкое потребление (при прочих равных с бензином, ведь современные технологии нивелируют различия, но, правда, повышают цену);
− изначально более дешевое топливо (однако, борьба за экологию, надежность и проч. постепенно приближает стоимость дизтоплива к бензину);
− срок службы дизеля дольше, чем у бензина — обусловлено принципами работы, описанными выше;
− современные модели стали экологичней бензиновых в последние 10-20 лет;
− тяговый КПД гораздо стабильнее во всём диапазоне частоты вращения вала, не имеет провалов мощности на низких оборотах, как у бензина;
− система смазки проще и надежней, так как смазкой является и само дизтопливо;
− ввиду отсутствия высоковольтных цепей системы зажигания - повышенная стойкость к попаданию воды в любом виде и к изменению погодных условий (по влажности).

Недостатки дизеля:

− изначально более высокая масса, габариты, стоимость — обуславливаются принципами рабочего процесса;
− меньшая мощность по сравнению с бензином при одинаковом рабочем объеме, ограничивающая максимально возможную мощность, для легковушек особенно;
− требуется непрерывно только высококачественное топливо;
− максимально допустимая частота оборотов ниже, чем на бензине; 
− повышенные требования к диагностике, частоте ТО, оно сложнее и дороже;
− имеются сложности (но преодолимые), связанные, в частности, с применением в холодных регионах, с повышенным уровнем шумов и вибраций, в необходимости иметь повышенную электрическую емкость аккумулятора для надежного запуска движка.
Полный список новостей»