Роберт Бош (Robert Bosch) — немецкий изобретатель и предприниматель

Роберт Бош (Robert Bosch) — немецкий изобретатель и предприниматель

30.05.2019

Немного сегодня найдётся тех, кто не был бы знаком с продукцией под маркой Bosch, которую так привычно использовать в своём быту. Но так сложилось, что многие полагают, что это просто название фирмы. Но за всем этим стоит, на самом деле, замечательный человек Роберт Бош (Robert Bosch) — немецкий изобретатель и предприниматель, основатель той самой марки Bosch и тот, кто своими исключительными человеческими качествами (помимо технических) заложил основные принципы успешной ее работы и по нынешние дни.

Еще одно из сложившихся несправедливых отношений — это бытующее мнение об исключительно бытовой направленности деятельности Роберта Боша и его фирмы. А ведь на самом деле начало и большую часть своей жизни он посвятил развитию автомобильной промышленности, а главные изобретения Роберта Боша сделаны именно в этой сфере. Будучи в тени таких имён, как Дизель, Даймлер, Бенц, Форд и других, чьи несомненные достижения были на самом виду, в виде автомобилей или двигателей, Роберт Бош, занимаясь более «мелкими», казалось бы, деталями, на самом деле, внёс не меньший вклад в то, что автомобили вошли в жизнь каждого человека и на сегодня являются такими комфортными и удобными в эксплуатации.


Начинал свою карьеру 25-летний Бош с открытия в 1886г (считается и годом основания современной компании Robert Bosch GmbH) механической мастерской в Штутгарте, которая акцентировала свою деятельность на внедрении только еще зарождавшейся тогда электротехники. Помог и случай — на второй год существования его мастерской, Бош получил заказ на ремонт системы зажигания газового промышленного двигателя на основе довольно неосвоенного еще изобретения — магнето (более знакомому как «катушка зажигания»), устройства, преобразующего механическую энергию вращающегося в магнитном поле ротора в электрическую. Этот заказ дал импульс к проведению целого ряда разработок в направлении систем зажигания на электрическом принципе взамен существовавшего на заре автотехники накального принципа — ненадежного и весьма пожароопасного. В итоге Бош довёл принцип «магнето» до  совершенства, в несколько этапов. Сначала он модернизировал его для стационарных двигателей с низкими оборотами, а спустя 10 лет приспособил для стремительно развивавшихся как раз в это время автомобилей, справившись с проблемой необходимости обеспечения высокоскоростной генерации импульсов зажигания (ввиду значительно больших оборотов у таких движков). Следующим шагом было создание высоковольтного магнето, которое дало возможность сделать его главное изобретение в области зажигания — построить надёжную универсальную систему с разделенным генератором напряжения - «катушкой зажигания» и генератором искры — свечой зажигания (ее изобретение тоже принадлежит Бошу). С тех пор этот принцип применяется в неизменном виде и по сей день.

К 1913г детища Роберта Боша были широко распространены не только по всей Европе , но успешно функционировали и в США, и на других континентах. Не зацикливаясь только на системах зажигания, фирма Боша разрабатывала и производила все виды электрического оборудования, особо запомнившись своими клаксонами, противотуманными фарами, радиоприемниками и другими запатентованными изделиями. Справился Роберт Бош и с огромными трудностями, вызванными Первой мировой войной, и к середине 20-х годов прошлого века занимал со своей компанией ведущие позиции на авторынке. Особо следует отметить изобретение Боша для дизельных двигателей — первый топливный насос высокого давления, который в будущем позволил реализовать все преимущества дизеля, в том числе и на легковых автомобилях. А в то время это изобретение, дающее принципиальную возможность осуществлять прямой впрыск в цилиндры, было опередившим своё время — к его внедрению остальные отрасли науки и техники еще не были готовы.

А далее... Бош не был бы Бошем, если бы  продолжил идти по накатанному пути. Поэтому к началу 30-х годов его компания начинает заниматься всеми видами электрооборудования, постепенно перемещая акцент на бытовую технику. Например, первый холодильник для домашнего использования был представлен именно фирмой Боша, в 1933г. 

Кроме технического таланта, Роберт Бош обладал высокими способностями и как руководитель — на его предприятиях существовала строгая дисциплина, но при этом принимались уникальные для тех времен меры для удобства работы персонала, для его социальной защищенности. Так, к разряду своего рода изобретений Бошу можно приписать и использование 8-часового рабочего дня на производствах. Он много занимался благотворительностью, политической деятельностью, был выраженным антифашистом. 

Ушёл из жизни Роберт Бош в 1942г, но его дело было поддержано и продолжено  учениками и приемниками. Ну, а дальнейшее развитие дел уже гораздо более известно многим и таким образом возвращает нас к тому, с чего начинался данный рассказ — к современному привычному, но в корне неверному восприятию большинством слова «Bosch», как лишь названия популярного бренда бытовой техники.

Полный список новостей»