Рудольф Дизель

Рудольф Дизель

14.06.2019

Рудольф Дизель

 

Думается, что любому владельцу дизельного авто будет небезынтересно узнать (если он конечно еще не знает) историю происхождения термина «дизель» и стоящего за ним замечательного человека Рудольфа Дизеля,  давшего название, а главное — жизнь всем дизельным машинам.

Родившийся в 1858г в Париже, в семье немецкого иммигранта, Рудольф и его семья в 1870г переезжает в Германию. Здесь, в городе Аугсбурге он заканчивает техническую школу, проявляя с юношества свой технический склад ума и талант, и без проблем получает возможность продолжить обучение в Мюнхене в королевской политехнической школе. Одновременно он начинает занятия инженерной и научной деятельностью. Основная проблема, которая уже в те годы больше всего интересовала Дизеля, была задача увеличения КПД известных на то время тепловых машин для промышленных производств, основную часть которых составляли паровые агрегаты. С 1880г, после блистательного окончания высшей школы Мюнхена,  он работает инженером на опытном заводе холодильных установок, получая возможность тесно заниматься этой проблемой, поскольку завод создавал и тепловые двигатели.

Постепенно Рудольф конкретизирует свою цель — необходимо создать двигатель внутреннего сгорания, работающий на дешевых нефтепродуктах и при этом конструктивно не громоздкий, способный стать широко используемым. Ведь работы над бензиновыми движками ведутся уже другими, но кроме дороговизны топлива в них на то время одна из главных проблем — необходимость инициировать воспламенение рабочей смеси, без чего можно обойтись, используя, фактически бросовые тогда керосин, солярку и прочие производные от нефти, имеющие способность самовоспламеняться под высоким давлением.


Таким образом, Дизель постепенно приходит к своему изобретению, которое патентует в 1892г, считающемся годом рождения дизелей. Основные отличия от имеющихся на то время аналогов заключались в том, что Дизель предложил предварительно сжимать не топливную смесь, а чистый воздух, который, смешиваясь с постепенно впрыскиваемым топливом в камере сгорания, приводит к его самовоспламенению в результате того, что этот воздух предварительно уже с запасом нагрет до необходимой температуры. При этом появляется и возможность существенно повысить степень сжатия смеси, а это повышает КПД, согласно другому открытию самого же Дизеля.

На следующий год Рудольф публикует описание изобретенного им принципа и создает первый опытный образец двигателя, но до первого устойчиво работающего экземпляра, который был продемонстрирован в 1897г,  потребовалось сделать еще несколько приближений. Однако, этот, громоздкий еще образец, показал такое превосходство над паровыми аналогами, что им заинтересовались во многих странах и начался этап бурного развития дизелей, хотя как раз в Германии работы Дизеля были недооценены, что заставило его развивать свой успех за ее пределами. В 1898г заработал собственный завод  Дизеля, а его частная компания была зарегистрирована в 1900г в Лондоне. Уже к 1903г дизельные двигатели были адаптированы к применению на транспорте — им стал первый дизельный теплоход. Дальнейшее развитие конструкции движков и разработка вариантов с малыми размерами позволило установить их на грузовом автомобиле и локомотиве, это случилось в 1908г. Изобретатель получил огромное количество заказов и предложений от предпринимателей со всего мира — казалось бы, вся его жизнь теперь должна была пройти великолепно, но... Как часто бывает с гениями, вмешались множество факторов, мешающих их дальнейшему полёту.  Не будучи предпринимателем от природы, а больше ученым, Рудольф оказался не готовым к решению деловых конфликтов, противодействию своим завистникам, конкурентам и проявившимся лже-друзьям. Надвигающийся мировой кризис в лице Первой мировой войны также не способствовал безоблачности в развитии его дел, не выдержал и организм изобретателя. 

В качестве одного из последних шансов для спасения дела жизни Р.Дизель в 1913г публикует свою масштабную книгу, в которой подробно описывает итоги своих трудов и принципы устройства и работы своих двигателей. И сразу после ее выхода, отправляется на пароходе на открытие нового завода  в Лондон, но до него он не добирается.

Исчезновение Дизеля с борта парохода произошло при загадочных обстоятельствах, так и не прояснившихся до сих пор. Есть версия о самоубийстве, как следствие депрессивного состояния после финансового падения, другая версия — убийство, тщательно организованное врагами по бизнесу или даже из-за океана, а третья версия вообще фантастическая, однако, не так уж и нереальная для истинного гения — по ней Р.Дизель был украден в США, где якобы провёл остаток жизни, трудясь на чужую страну под чужим именем...

А тем временем детище Дизеля — его двигатель продолжил своё триумфальное шествие вперед, уверенно осваивая авторынок грузовиков и тяжелой техники, а в наше время и составив равную конкуренцию с бензиновыми легковушками. Но это уже всем хорошо известная история, ставшая возможной благодаря изобретениям Рудольфа Дизеля.

Полный список новостей»