Топливные насосы распределительного типа

Топливные насосы распределительного типа

15.04.2019

Топливные насосы распределительного типа сыграли важную роль в эволюции топливных систем дизельных двигателей и сильно помогли в своё время продвижению самих дизелей, особенно легковых, на мировом авторынке. Они пришли на смену «родоначальникам жанра» - рядным насосам и в 90-х годах стали самыми современными и популярными ТНВД. Их появление дало возможность существенно улучшить точность дозировки подачи топлива, сделать работу дизелей плавной, комфортной и реализовать очень чуткую связь между водителем и двигателем. Как менее удобные для использования в интеллектуальных автомобильных системах на основе процессорного блока управления, этот тип насосов сегодня в целом уступил лидирующую роль системам common rail с их магистральными ТНВД. Однако распределительные насосы применяются и в сегодняшние дни, а по некоторым параметрам остаются непревзойденными, в том числе по стоимости и массово-габаритным параметрам конструкции.

Главное принципиальное отличие распределительных насосов от рядных, их прародителей, состоит в том, что подача топлива в цилиндры теперь не требует индивидуальной плунжерной (поршневой) пары на каждый цилиндр. В корпусе насоса может быть 1, 2 и более (зависит от мощности движка и типа привода) плунжерных пар, но каждая из них обеспечивает питание сразу всех цилиндров. Это дало возможность существенно уменьшить габариты насоса и устранить проблемы, возникающие при длительной эксплуатации автомобиля из-за постепенного рассогласования цилиндров, имеющих в рядной схеме индивидуальную подачу. А синхронная работа всех цилиндров и даёт указанные выше преимущества данного типа ТНВД.


Насосы распределительного типа могут иметь несколько вариантов конструкций, определяемых типом их привода. Основной их разработчик фирма Bosch в своё время внедрила в практику торцевой и внутренний (роторный) приводы – они и нашли широкое применение. А вот насосы советской разработки с внешним приводом оказались менее эффективными и долговечными и быстро сошли с рыночной дистанции.

В торцевом насосе плунжер является одновременно и распределителем. Привычное движение взад-вперед создает давление топлива (к тому же и более высокое, чем в рядных насосах), а дополнительное вращательное движение плунжера разводит топливо по всем цилиндрам. В роторном насосе эти функции разделены и раздачу топлива цилиндрам контролирует распределительная головка.  Кроме топливной секции, в насосах имеются и другие узлы, назначение которых вполне понятно из их названия. Это подкачивающий насос, механический или электроприводной дозатор, регулятор момента подачи (впрыска), электронный блок управления и элементы системы управления (например, электромагнитный клапан).В комплект насоса могут также входить различные дополнительные элементы, совершенствующие его работу – корректоры давления и пуска двигателя, ускорители пуска и прогрева двигателя, устройства адаптации к нагрузке, клапан для глушения двигателя и другие, так называемые устройства адаптации. Все они, главным образом,производят тонкую подстройку подачи топлива, обеспечивают дополнительный учет особенностей эксплуатации.

Как уже отмечалось выше, среди преимуществ систем подачи топлива на основе этих насосов и на сей день остаются сочетание компактности и доступной цены с высокой точностью дозировки дизтоплива, а к недостаткам обычно относят сравнительно низкую долговечность плунжерных механизмов.

Полный список новостей»